gototopgototop
PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
14.05.2014 13:22

 Информация для педагогов и классных руководителей

 Профилактика стресса. Проблемы подросткового кризиса

 Упражнение 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Упражнение 2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.
Упражнение 3. Слегка помассируйте кончик мизинца.

Упражнение 4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

Упражнение 5. «Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).

Упражнение 6. Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).
Упражнение 7. «Точечный массаж» - Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.
Упражнение 8. «Левостороннее дыхание» Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.
Упражнение 9. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

·         Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
·         Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
·         Напрягите и расслабьте икры.
·         Напрягите и расслабьте колени.
·         Напрягите и расслабьте бедра.
·         Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
·         Напрягите и расслабьте живот.
·         Расслабьте спину и плечи.
·         Расслабьте кисти рук.
·         Расслабьте предплечья.
·         Расслабьте шею и лицевые мышцы.
·      Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, - вы полностью расслабились.
 
      Упражнение 10 «Улыбка фараона»
В случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.
Результаты этого упражнения:
Физиологический: улучшение кровообращения в мимических мышцах и позвоночнике.
Психологический: возможность посмотреть с юмором на ситуацию, а в результате - повышение устойчивости к источнику стресса.

    Упражнение 11 «Колба»
Представьте себе, что Вы находитесь в стеклянной колбе и все негативные слова не пробивают ее, они бьются о колбу и рассыпаются...

    Упражнение 12 «Пословицы»
 Упражнение, хорошо "снимающее" внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.
Возьмите любую из книг: "Русские пословицы", "Мысли великих людей" или "Афоризмы" (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, питайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.
Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

       Упражнение 13. «Ладони»
Трите ладони друг о друга пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями, потеребите пальцами мочки ушей, потрите уши.

       Упражнение 14. Техника «глубокого дыхания»
Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до  10, затем сделать глубокий выдох.

      Упражнение 15. Техника «управления гневом»
Делаем глубокий, плавный вдох - на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (сначала левый) - делаем глубокий выдох. Затем правый кулак, затем оба кулака.

      Упражнение 16. «Тигриное рычание»
Вы пришли с работы, и ваше настроение далеко от праздничного, нервы натянуты, вот-вот взорветесь агрессией, которую тщательно приходилось сдерживать весь рабочий день (на начальство ведь не принято кричать). Не ждите, когда кто-либо из членов семьи подаст вам повод для взрыва. Подойдите к зеркалу, посмотрите в глаза своему отражению и... рычите. Громко. С выражением. Излейте в рыке всю ярость, гнев, обиду. Как настоящий тигр, рвущий добычу. Кстати, вибрации, которые неизбежны во время такого рычания, благотворно сказываются на организме - по тому же принципу, как поглаживание урчащей кошки.
Но рычание не всем подходит. В этих случаях агрессию можно перенести на неодушевленные предметы.
Достаточно лечь на кровать и минут 5-10 с силой колотить пятками по матрацу - такое упражнение не только снимает внутреннее психологическое напряжение, но и неплохо тренирует мышцы ног и брюшного пресса.
Помогает и битье подушек. А если для подушечной экзекуции пользоваться еще и обычной выбивалкой, то заодно избавите мягкую мебель от пыли. Тем более, что ни один супер-современный пылесос не способен так надежно убрать пыль, накапливающуюся в креслах и диванах, как самая обычная, «старорежимная» выбивалка.

 

Проблемы  подросткового  кризиса

Характеризуется возрастным  кризисом — некоторые  переломные  поворотные  точки  развития,  характеризующиеся  резкими,  крутыми  качественными  сдвигами.

В.к. — взрыв  развития,  знаменующий  конец  одного  этапа  и  начало  следующего, сопряжённого  с  определёнными  внутренними  и  внешними  трудностями,  конфликтами.

В  этой  связи  понятие  “кризис”  применительно  к  п.п.  используется  и  для  того,  чтобы  подчеркнуть тяжесть,  болезненность  переходного  состояния  от  детства  к  взрослости,  этого  периода разлома,  распада,  возраст  бури  и  натиска,  эмоционального  шторма.   Выготский  резко  выступал  против  характеристики  п.п.  как  “нормальная  патология”.  Критический  период  как  понятие  заимствовано    из  эмбриологии,  где  оно  служит  характеристикой  п.  Онтогенеза, отличающегося  повышенной  уязвимостью,  особой  чувствительностью  организма  или  его  части  к  повреждающим  воздействиям,  что  распространяется  и  на  y характеристики. 

В.  Образно  указывал,  что  все  особенности  п.п.  вытекают  из  несоответствия  или  расхождения  трёх  точек  созревания — социально-культурного,  общеорганического  и  полового: “Сам  по  себе  это  возраст  мощного  подъёма,  но  вместе  с  тем  возраст  нарушенного   и  неустойчивого  равновесия,  возраст  развития,  которое  разветвилось  на  три  отдельных  русла,  и  именно  подъём,  лежащие  в  основе  этого  возраста,  делают  его  особенно  критичным. В  самом  деле,  сам   по  себе  подъём  труден и  ответственен.  То  же  самое  явление,  которое  на  путника,  идущего  по  ровной  дороге,  не  окажет  заметного  действия,  может  стать  труднейшим  препятствием,  иногда  опрокидывающим,  до  путника,  идущего  в  гору.” 

По-разному воспринимаются   причины  возникновения  и  характер  протекания  п.к.  Традиционно  в  качестве  одной  из  основных  причин  выделяется  половое  созревание,  влияющее  на  y   и  y-физиологический  облик,  определяет  его  функциональное  состояние  (повышенная  возбудимость,  импульсивность,  неуравновешенность,  утомляемость,  раздражительность),  вызывает  половое  влечение,  часто  неосознанное,  и  связанные  с  этим  новые  переживания,  потребности,  интересы.  Оно  создаёт  основание для  специфических  тревог,  связанных  с  физическим  Я,  образом  тела  и  определяет  соответствующую  кризисную  симптоматику.  Другие  концепции основное  внимание  уделяют  развитию  новообразований  и  связанными  с  ними  потребностями  и  мотивами, возникающим  либо  в  тот  период,  либо  к  концу  предшествующего. 

Возможность  и  желательность  бескризисного  протекания  подросткового  периода  подчёркивается  многими  авторами.  Если  же  кризис  возникает,  то  часто   он  рассматривается  как  результат  неправильного  отношения   взрослых, общества  в  целом  к  подросткам.  Провозглашение  бескризисности п.п.  имело  и  имеет  ярко  выраженный  идеологический оттенок.  Данные  исследований  часто  свидетельствуют  об  относительно  спокойном  переживании  подростками  этого  периода.

Проявляемое  в  этот  период   противопоставление  себя  взрослым,  активное   завоевание  новой  позиции  является  не  только  закономерным,  но  и   продуктивным  для  формирования  личности.  В.  Подчёркивал,  что  за  всяким   негативным  симптомом  кризиса  скрывается   позитивное  содержание,  состоящее  обычно  в  переходе  к  новой  и  высшей  форме,  а  говоря  о  значении  кризиса  трёх  лет,  отмечал,  что,  если  этот  кризис  в  силу  каких-то  причин  протекает  вяло  и  невыразительно,  то  это  приводит  к  глубокой  задержке  аффективной  и  волевой  сторон  личности  ребёнка  в  последующем  возрасте.  То  же  самое  можно  сказать  и  о  подростковом  кризисе. Попытки  взрослых  избежать  проявлений  кризиса  путём  “предвосхищающего”  создания  условий  для  реализации  новых  потребностей  в  значительной  части  случаев  оказываются  безрезультатными.  Подростки  как  бы  “нарываются”  на  запреты,  преднамеренно  “принуждают”  родителей  к  ним,  чтобы  иметь возможность  собственными  усилие  раздвинуть  рамки,  задающие  пределы  их  возможностями.  Именно  через  это  столкновение  они  узнают  себя,  о  своих  возможностях,  удовлетворяют  потребность  в  самоутверждении.  В  случаях,  когда  этого  не  происходит  и  подростковый  период  протекает  гладко,  бесконфликтно  или  осуществляется  по  типу  так  называемого  “кризиса  зависимости”,  мы,   прослеживая  дальнейшую  жизнь  этих  подростков,  сталкиваемся  преимущественно  с  двумя  вариантами: с  запоздалым,  а  потому,  особенно  болезненным  и  бурным  протеканием  кризиса  в  17-18  лет  или  с  затяжной  инфантильной  позицией  “ребёнка”,  характеризующей  человека  в  период  молодости  и,  даже,  в  зрелом  возрасте.                                                                                                           

При  этом  нужно,  конечно,  иметь  в  виду,  что  кризисные  симптомы  не  проявляются  постоянно,   это  скорее  эпизодические,  хотя  порой и  достаточно  длительные  явления,  их  интенсивность  и  способы  выражения  также  различны.  Важен  сам  факт  личного  обособления,  противопоставления,  завоевания  собственной  позиции.

Рассматривая  кризис  подросткового  возраста  как  один  из  самых  важных  и  сложных  критических  периодов  развития,  мы  считаем,  наиболее  адекватным  традиционное  представление  о  том,  что  протекание  возрастного  кризиса  проходит  три  фазы:

1.    негативную,  или  предкритическую,  когда  происходит  ломка  старых  привычек,  стереотипов,  распад  сформировавшихся  ранее  структур  (конечно,  название  “негативная” условно,  процитируем  в  этой  связи  ещё  раз  Л.С. Выготского:  “Развитие  никогда  не  прекращает  свою  созидательную  работу,  и  в  критические  периоды  мы наблюдаем  конструктивные  процессы  развития”;

2.    кульминационную  точку  кризиса    подростковом  возрасте — это  13 лет,  хотя,  конечно,  эта  точка  достаточно  условна);

3.    посткритическую  фазу,  т.е.  период  формирования  новых  структур,  построения  новых  отношений  и  тому  подобное.

           Такой  подход находит своё  подтверждение  и  в  результатах  специальных  исследований,  и  в  данных  наблюдениях  за  детьми.  Как  известно,  переход  к  подростковому  возрасту  характеризуется  возникновением  различных  форм   отстаивания  собственной  самостоятельности,   независимости.  Причём  чаще  всего  это  проявляется  в  известных  и  ярко  выраженных  трудностях  поведения — негативизме,  упрямстве,  открытом  непослушании,  конфликтах  со  взрослыми,  стремлении  настоять  на  своём.  Кратко  это  описать  можно  так:  повышенная конформность  по  отношению  к  группе  сверстников  и  демонстративное противопоставление  себя  не  только  взрослым,  сколько  образу  послушного  ребёнка,  который  часто  культивируется  этими  взрослыми.  Это  противопоставление  может  быть  достаточно  длительным,  ярко  выраженным  или  же  сглаженным.

Конечно,  как  всякий  период  развития,   подростковый  возраст — явление  конкретно-историческое.  И  не  случайно   отчуждение  подростков  от  взрослых,   конфликты  со  взрослыми  наблюдались  в  особенно  острых  формах  в  прошлом,  при  традиционных  отношениях,  когда  образы  послушного  ребёнка  и  поучающего  взрослого  были  достаточно  жёстко  зафиксированы. Не  случайно и  то,  что  в  современной  ситуации, когда  эти  роли  в  значительной  степени  “размыты”,  а  отношения  между  родителями  и  детьми  часто  носят  совершенно  другой  характер,  кризисная  симптоматика   выражена  не  столь  ярко.  Однако  признание  культурно-исторических  и  других   различий — социально-экономических,  половых,  этнических  и,  конечно,  в  первую  очередь  индивидуальных,  как  справедливо  замечала  Л.И. Божович,  “не  исключает  наличия  общих  для  всех  подростков  психологических  особенностей,  определяемых  возникающими  в  логике  психического  развития  и  специфическими  для  данного  возраста  новообразованиями” [1, с.27].  Судя  по  экспериментальным  данным,  а  главное — по  результатам  клинической  психологической  работы,  проявления  подростковой  кризисной  симптоматики  и  в  настоящее  время  вполне  отчётливы.

Проиллюстрируем  это  примером  из  клинической  практики.  В  психологическую  консультацию  обратилась  мама  10-летней  девочки,  ученицы  5-го  класса,  которую  школьный  психолог  охарактеризовал  как  “отличающуюся  ярко  выраженными   девиантными  формами  поведения,  связанными  с  недостатками  воспитательных  воздействий”  и  посоветовал  родителям  заняться  последовательным  пресечением  этих  форм  поведения.  Прийти  в  консультацию  маму  заставило  то,  что, хотя  следование  этим  рекомендациям,  “ закручивание  гаек”,  действительно  привело  к  исчезновению  описанных  форм  поведения,  сложности  остались.  Девочка  перестала  грубить  учителям,  упрямо  стараться  “всё  сделать  по-своему,  наперекор”,  уже  не  проводила  много  времени  со  сверстниками,  которые  не  нравились  родителям,  и  в  основном  сидела  дома.  Но  одновременно т она  стала  капризной,  по  малейшему  поводу  начинала  плакать,  требовала  от  родителей  постоянного  внимания  к  себе,  ничем  не  хотела  заниматься  без  их  участия.  Особую  их  тревогу  вызвало  то,  что  девочка  достала  с  антресолей  старую  куклу,  которую,  по  словам   матери,  “целый  день,  как  маленькая,  таскает  за  собой  по  квартире,  даже  в  уборную  с  собой  несёт”.

Этот  случай,  на  наш  взгляд,  интересен  для  разбора  с  нескольких  точек  зрения.  Прежде  всего,  очевидно,  что  школьный  психолог  рассматривал  негативные  стороны  поведения  девочки  как  некоторые  индивидуальные  проявления  недисциплинированности,  в  отрыве  от  возрастных   особенностей.  Его   рекомендация,  оказавшаяся  в  каком-то  смысле  даже  успешной,  бала  направлена  на  преодоление   этих  нарушений  поведения.  Если  бы  он  рассматривал  поведение  девочки  исходя  из  представления  о  возрастных  кризисах,  то  оценил  бы  его  как  симптоматику  подросткового  кризиса,  связанную  со  стремлением  утвердить  себя,  отстоять  личностную  автономию,  т.е.  обратился  бы  к  ведущим  потребностям  девочки,  и  его  рекомендации  были  бы,  вероятно, иными.

Кроме  того,  описанный  случай  как  бы  демонстрирует  два  пути  протекания  кризиса.

Симптомы  первого — это  классические  симптомы  практически  любого   из  кризисов  детского  возраста:  строптивость,  упрямство, негативизм,  своеволие,  отрицательное  отношение  к  их  требованиям, ранее  выполнявшимися, протест-бунт.   Некоторые  авторы  добавляют  сюда  же  ревность  к  собственности.  Этот  тип  кризиса  широко  описан  в  литературе    и  часто  носит  название  “кризис  независимости”.   Естественно,  в  каждом  возрастном  кризисе  этот  букет  симптомов  будет  проявляться  в  соответствии  с  возрастными  особенностями.  И  если   для  3-летнего  ребёнка  ревность  к  собственности  выражается  в  том,  что  он  вдруг  перестаёт  делиться  своими  игрушками  с  другими  детьми,  то  для  подростка — это  требование  не  трогать  ничего  у  него  на  столе,  не  входить  к  нему  в  комнату,  а  главное — не  лезть  к  нему  в  душу.  Остро  ощущаемое  переживание  внутреннего   мира — вот  та  главная  собственность,  которую  оберегает  подросток  и  ревностно  защищает  от  других.

Второй  путь  противоположен:  это  чрезмерное  послушание,   зависимость  от  старших  или  сильных,  возврат  к  старым  интересным  вкусам,  формам  поведения.  Описание  подобного  варианта  протекания  возрастного  кризиса  в  известной  нам  литературе  встречается  лишь  один  раз — в  работе  Б.Л. Ланды,  посвящённой  кризису  3  лет.  Указанный  вариант,  на  наш   взгляд,  удачно  назван  им  “кризисом  зависимости”.   Применительно  к  подростковому  возрасту  этот   вариант,  насколько  можно  судить,  не  описан.  Вместе  с  тем  наши  наблюдения  и  клиническая  работа  с  подростками  (около  450  случаев)  свидетельствует,  что  он  встречается  примерно  в  10-12% случаев.

Если  “кризис  независимости” — это  некоторый  рывок  вперёд,  выход  за  пределы  старых  норм,  правил,  то “ кризис  зависимости” — возврат  назад,  к  той  своей  позиции,  к  той  системе  отношений,  которая  гарантировала  эмоциональное  благополучие,  чувство  уверенности,  защищённости.  И  то,  и  другое — варианты  самоопределения (хотя,  конечно,  неосознанного  или  недостаточно  осознанного).   В  первом  случае  это:    Я  уже  не  ребёнок”,  во  втором — “Я  ребёнок  и  хочу  оставаться  им”.

На  то,  что  у  подростка,  переживающего  кризис,  эти  две  тенденции  сосуществуют,  указывают  и  экспериментальные  данные,  полученные  по  модифицированной  нами  методике  Б.Заззо  “Выбор  золотого  возраста”.    Суть  модификации  состояла  в  приведении  методики  к  форме  школьной  оценки — использование  вертикальной  шкалы  (“линии  жизни”),  и  точки,  характеризующей  представление  ребёнка  о  том,  какое  место  занимают  на  этой  линии  дети  его  возраста.  Мы  исследовали  около  1000  детей  с  6  до  7  лет,  из  них  240  подростков 12-14 лет.  Напомним,  что,  согласно  критериям,  предложенным  Б.Заззо,  самым  продуктивным  является  выбор  в  качестве  “золотого”,  наиболее  желательного,  возраста — собственного.  Этот  выбор,  по  Б.  Заззо,  свидетельствует  о  понимании  школьниками ценности  каждого  возрастного  периода.  В  нашем  материале  такой  выбор  сделали  около  17%  испытуемых. Подростки  12-14  лет   качестве  наиболее  благоприятного  возраста  чаще  всего  выбирали  “несколько  старше” — на  2-3  года (24%).  Около 9%  испытуемых  проявили  желание  быть  намного  старше.  Примерно  13%  подростков  демонстрировали  ярко  выраженное  желание “быть  маленьким”,  и  даже  “очень маленьким”.  И,  наконец,  37%  подростков  сделали  двойственный  выбор,  указывая,  что  они  хотели  бы  быть  или  старше (как  правило,  намного),  или  младше,  но  только  “не  таким,  как  сейчас”.  Именно  последние  характеризовались  наиболее  яркими  проявлениями,  характерными  для  подросткового  кризиса.  Отметим,  что  среди  испытуемых   других  возрастов  подобные  реакции  были  единичны,  исключение   составляли  лишь  дети  6-7  лет,  где  такой  двойственный  выбор  делали  около  8%  испытуемых.    Без  дополнительных  данных  достаточно  трудно  сказать,  связанно  ли  это  также  с  “критичностью”  данного  возраста  или  причина  всё  же  в  трудностях,  адаптации  к  школе.

Указанная  двойственность  позиции  подростка,  на  наш  взгляд,  и  определяет  специфику  подросткового  кризиса.  В  силу  недостаточной  психологической  и  социальной   зрелости  подросток,  отстаивая  перед  взрослыми,  добиваясь  равных  прав,  стремясь  расширить  рамки  дозволенного,  одновременно   ждёт  от  взрослых  помощи,  защиты  и  поддержки,  ожидает   (конечно,  неосознанно),  что  они  обеспечат  относительную  безопасность  этой  борьбы,  оградят  его  от  слишком  рискованных  шагов.  Вот  почему  повышено  либеральное,  “разрешающее”  отношение  часто  наталкивается  на  глухое  раздражение  подростка,  а  достаточно  жёсткий  (но  при  этом  аргументированный)  запрет,  вызвав  кратковременную  вспышку  негодования,  напротив,  ведёт  к  успокоению,  эмоциональному  благополучию.

Наличие  обеих   указанных  тенденций  хорошо  видно  в  приведённом  примере. Столкнувшись  с  резким  противодействием    взрослых  её  стремлению  к  независимости,  девочка  выбрала  путь  зависимости.  Сильные  возрастные  потребности,  вызывающее    кризис,  обеспечивали  и  в  том,  и  в  другом  случае  яркую  его  симптоматику.  О  наличии  в  переживании  кризиса  двух  тенденций  свидетельствуют  и  экспериментальные  данные.  Именно  сила  этих  одновременно  существующих  и   противоположно  направленных  тенденций  обуславливает  напряжённость  кризиса,  а  победа  одной  из  них  характеризует его  разрешение  и  во  многом  определяет   дальнейшее  развитие   личности.

Позитивный  смысл  подросткового   кризиса  заключается  в  том,  что  через  него,  через  борьбу  за  эмансипацию,  за  собственную  независимость,  происходящих  в  относительно  безопасных  условиях  и  не  предпринимающих  крайних  форм,  подросток  удовлетворяет   потребности  в  самопознании  и  самоутверждении,  у  него  не  просто  возникает  чувство  уверенности  в  себе  и  способность  полагаться  на  себя,  но  и  формируются  способы  поведения,  позволяющие   ему  и  в  дальнейшем  справляться  с  жизненными  трудностями. Это  даёт  основание  считать,  что  именно  путь  “кризиса  независимости”  является  наиболее  конструктивной  формой  протекания  кризиса  с  точки  зрения  заложенных  в  нём  возможностей  формирования   личности.  Вместе  с  тем  наиболее  экстремальные  проявления  “кризиса  независимости”  чаще  всего  непродуктивны.

“Кризис  зависимости”, по  нашим  данным, — достаточно  неблагоприятный   вариант   развития.  Важно  учесть,  что  подростки,  так  переживающие  кризис,  как  правило,  не  вызывают  у  взрослых  беспокойства,  напротив,  родители  часто  гордятся  тем,  что  им  удалось  сохранить  нормальные,  с  их  точки  зрения,  отношения  по  типу  “взрослый — ребёнок”.

Конечно,  не  следует  на  весь  подростковый   возраст  смотреть  под  углом  кризиса.  Ещё  Л. С. Выготский  указывал  на  то,   что  подростковый  возраст  не  может  быть  описан  одной  какой-либо  формулой.  Но  знание  кризиса  необходимо  для  того,  чтобы  помочь  школьнику  наиболее  полно  реализовать   возможности  этого  периода,  выработать  эффективные,  конструктивные  способы  преодоления  трудностей,  что,  с  точки  зрения  современной  психологии,  важно  для  решения  главных  задач  развития  в  этот  период.

 

Обновлено 16.05.2014 12:24